Няня — человек, ухаживающий за чужими детьми и отвечающий за их развитие, обучение, воспитание. Обязанности няни зависят от предъявляемых к ней требований родителей. Но есть критерии, которым должна отвечать любая няня.
4 одних из самых важных:
- Любовь к профессии. И детям, разумеется. Если раздражают детские капризы, крики, прихоти и постоянные «хотелки», няней лучше не становиться.
- Стрессоустойчивость. Логичное продолжение предыдущего пункта. Бебиситтер должен всегда быть спокойным и уравновешенным.
- Ответственность. Во время работы няня должна быть полностью сосредоточена на своих обязанностях и потребностях ребенка.
- Гибкость. В общении с чужим ребенком нужно проявлять необычайную гибкость. Иначе не выйдет получить от него требуемого.
- Дисциплинированность. Невозможно научить ребенка дисциплине, если самому не уметь работать в жестких рамках, не нарушая установленные правила.
Также работа няней предполагает постоянное обучение, повышение квалификации. Только так можно расти профессионально и организовать действительно эффективную работу с малышом. Как все это реализовать? В 2 шага.
1 шаг. Понять и запомнить причины плохого отношения детей к няне
Многие дети, которые знакомятся с нянями, думают, что родители от них отказываются. Они «по умолчанию» считают, что бебиситтер будет строгим и «плохим», так как мама/папа считают их плохими непослушными детьми.
Еще одна причина — самостоятельность. К примеру, девочки (чаще мальчиков) в возрасте 4-5 лет прекрасно ориентируются в реальности, которая их окружает. Они хорошо осознают себя, хотят принимать решения самостоятельно.
Третья причина негативного настроя ребенка к няне — психические или физиологические проблемы. Если малыша что-то тревожит или у него что-то болит, он станет обижаться и агрессировать, так как не понимает причин своей боли. И автоматически ищет виновника (им становится няня).
Любую из негативных моделей поведения детей можно назвать одним словом — протест. Он может выражаться в виде:
- Неприязни (мало говорит, замыкается в себе).
- Непослушания (прямой отказ на любые просьбы).
- Проверки няни «на прочность» (истерики, пакости, обзывательства).
2 шаг. Сформировать здоровые отношения с ребенком
Для лучшего понимания рассмотрим примеры разных ситуаций.
Пример 1
Малыш в детской, приходит время для влажной уборки комнаты. Няня просит ребенка убраться, но он играет дальше. А на повторные вообще не реагирует или монотонно отвечает «сейчас». Но игрушки все равно валяются по комнате.
Чего нельзя делать:
- Показывать, что вы нервничаете, начинает «выходить из себя», с каждой новой просьбой все сильнее повышаете на ребенка голос.
Что нужно делать:
- Разбить задачу на мелкие подзадачи. То есть не просить убрать все игрушки, а, например, только сложить машинки в коробку, затем конструктов, после — еще что-то.
После того как вы достигнете своей цели, нужно похвалить малыша и сказать что-то в стиле «умница, мама будет тобой гордиться».
Пример 2
Вы — няня ребенка, который скоро пойдет в первый класс. Его нужно подготовить к школе. Сегодня по плану нужно заниматься украинским языком. Но ребенок закатывает истерики, отказывается выполнять задания, плачей, кричит, закрывается в комнате и т.п.
Чего нельзя делать:
- Угрожать или ставит ультиматумы в стиле «если не будем учить украинский, ты будет глупым», «не хочешь заниматься, тогда я маме расскажу, как ты себя некрасиво ведешь».
Что нужно делать:
- Не переживать за то, что отстанете по расписанию. Ребенок — человек, а человек — не робот. Нельзя его вгонять в чрезмерно жесткие рамки.
- Отложить все книги и тетради в сторону и отвлечь чем-то ребенка. Например, внеплановой прогулкой.
- После этого нужно попробовать повторно приступить к занятиям.
Пример 3
Ребенок постоянно показывает, что он тут главный. А вам он постоянно устраивает какие-то неприятности, пакостит. Например, кладет на стульчик кнопки, пачкает те места на полу, которые вы только что помыли и т.п.
Чего нельзя делать:
- Показывать свою слабость и оставлять все, как есть.
Что нужно делать:
- Проявить жесткость своего характера (в разумных пределах) и откровенно поговорить с малышом. Напомнить ему, что вы здесь не просто ради забавы, а потому, что вас наняли его родители.
- Строго дать ребенку понять, что вы будете с ним работать независимо от того, хочет он этого или нет.
- А если после этого разговора ребенок увидит, что вы ничего не рассказали его родителям, он поймет, что вы сильная личность. И начнет относиться к вам уважительно.
Чтобы выстроить эффективную стратегию работы с детьми, научитесь понимать, что именно кроется за непослушанием ребенка. А затем — устраните корень проблемы. И никогда не угрожайте ребенку, не приказывайте. Просто искренне постарайтесь с ним подружиться.